Зямиль Нигматов: "Это не слияние, а присоединение"
6 июля 2005 года
- Зямиль Газизович, создание ТГГПУ - это слияние, поглощение, присоединение или что-то иное?
- Это присоединение Татарско-американского регионального института и Татарского государственного гуманитарного института к КГПУ. И никак иначе.
- Если это так, то зачем надо было его переименовывать? Педуниверситету в следующем году исполняется 130 лет. "Торговая марка" КГПУ известна во всей России, все знают его именно как "казанский", и вдруг "татарский". Вы не допускаете, что после переименования к вам уже не так, как раньше, будет рваться молодежь из других регионов?
- Возможно, поначалу так и будет, но, думаю, что к новому названию скоро привыкнут. Ведь это далеко не первое переименование нашего вуза. Когда-то он назывался Восточным институтом народного образования, учительским и педагогическим. И потом, это не было единоличным решением. Мы собирали ученый совет, где обсудили обращение президента Татарстана, провели конференцию, и все согласились с переименованием при непременном условии, что в названии вуза останется слово "педагогический".
- Если к вам станут меньше приезжать учиться из других регионов, то не слишком ли много будет учителей для Татарстана? Смогут ли все они найти работу по специальности?
- Кроме нас учителей в Татарстане готовят еще несколько вузов, в том числе КГУ. Такая проблема существует, и сейчас идет оптимизация этого процесса. Я не готов сейчас назвать точные цифры, но учителей в республике будут готовить меньше. Наши же контрольные цифры остаются прежними - мы принимаем 880 первокурсников в год.
- Появление в названии вуза слова "татарский" означает, что преподавание в нем будет вестись только на татарском языке?
- Вовсе нет, но все наши выпускники будут в обязательном порядке учить русский, татарский и английский языки. Это очень принципиальный момент, и мне хотелось бы, чтобы здесь было правильное понимание. Если кто-то будет знать только русский или только татарский язык, то после окончания нашего вуза у него могут возникнуть определенные проблемы. Например, наша выпускница, знающая только татарский, может выйти замуж и уехать в другой регион, и тогда как специалист окажется там невостребованной.
- Причина присоединения ТАРИ и ТГГИ в том, что федеральное законодательство требует, что в России больше не должно быть вузов субъектного и муниципального значения? Другими словами, новый вуз будет финансироваться из федерального бюджета?
- Совершенно верно. Но обучение всех студентов второго-пятого курсов ТГГИ и ТАРИ будет финансироваться из республиканского бюджета вплоть до получения ими дипломов.
- ТГГПУ будет готовить специалистов всех специальностей, которых выпускали ТГГИ и ТАРИ, или с потерей юридического лица они теряют свое лицо и как вузы?
- Нет, пока у нас нет лицензии на обучение по таким специальностям, как, например, менеджмент, которым обучали в ТАРИ. Возможно, мы успеем ее получить к началу следующего учебного года. Но в этом году приема на них на первый курс не будет. С ТГГИ проще, всех специалистов, которых готовили там, готовим и мы.
- Вместе с двумя вузами вы получаете два новых здания на пересечении Булака и улицы Татарстан, строящееся и бывшее здание Татэнерго. Студенты, которых вы примете в этом году, будут учиться уже там?
- Надеюсь, что к сентябрю новое здание уже сдадут. Строители обещали.
Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"